Яндекс.Метрика

ОБЛАСТНОЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей является хранителем одной из самых больших и информативных археологических коллекций среди музеев Казахстана. Коллекция сформирована в результате исследовательских работ известных археологов – С.С. Черникова, Ф.Х. Арслановой, З.С. Самашева, А.А. Ткачева и раскопок сотрудников музея. В экспозиции музея представлены наиболее яркие находки, рассказывающие о древней истории края.

Экспозиция начинается с археологической карты области и кратких сведений о видах археологических памятников, встречающихся в крае, и знакомства с видными археологами, исследования которых позволили представить в экспозиции все археологические периоды.

Физико-географические особенности края создавали благоприятные условия для жизни человека в древности, появившегося на территории нашей области около 140 тысяч лет назад. Это были охотники на мамонта, первобытного бизона, шерстистого носорога и других животных плейстоцена, а по принятой периодизации человеческого общества – палеолита. Здесь посетителей ждет знакомство с самыми древними орудиями труда, сделанными рукой человека примерно 80 тысяч лет назад. Наиболее яркий памятник палеолита – стоянка человека Пещера, датируемая учеными поздним палеолитом. В 1950г., когда она была обнаружена экспедицией С.С Черникова, это была самая древняя стоянка человека на территории всего Казахстана. Каменные орудия стоянки сделаны из темного кремнистого сланца – небольшие призматические нуклеусы, ножевидные пластины, скребки, остроконечники, отбойники. Костяные поделки и орудия из костей диких животных тоже обнаружены там. В культурном слое обнаружены кости шерстистого носорога, мамонта, пещерной гиены, бизона и т.д.

Неолит – это уже другая страничка из истории человеческого общества, до которой оно прошло очень долгий путь. Постепенно, медленно накапливались трудовые навыки по обработке камня, а их совершенствование значительно меняло образ жизни человека. Новые способы обработки камня привели к совершенствованию одежды, жилища. Главные достижения той поры – изобретение лука со стрелами, глиняной посуды, а затем появление скотоводства и земледелия, как основных производств человеческого общества, пришедших на смену охоте, рыболовству и собирательству.

Неолит представлен в экспозиции находками из раскопок двух поселений. Неолитическое поселение у д. Мало-Красноярка датируется первой половиной III тыс. до н.э. Об этом говорит характер керамики, ранние типы наконечников стрел, каменные ножи архаического облика. На поселении собрано свыше 200 каменных изделий (ножевидные пластинки, скребки, топорики, наконечники стрел, проколки, нуклеусы, ножи) и обломки глиняной посуды.

Наиболее выразительные и яркие из них представлены в экспозиции. Процесс раскопок прослеживается на фотографиях.

Основополагающим памятником данного периода следует назвать Усть-Нарым. На территории неолитического поселения (716м2) открыты остатки легкого жилища продолговатой формы, крупные хозяйственные ямы, два погребения, огромное количество каменного и костяного инвентаря, керамики с простым линейным орнаментом. Коллекция Усть-Нарыма включает около 16 тысяч орудий и сотни тысяч отщепов, которые дают великолепный материал для исследования техники обработки камня и приемов оформления заготовок орудий. Все виды обработки камня, которые существовали в эту эпоху, представлены в экспозиции: сверление, шлифование, расщепление, техника отжимной ретуши. Отсюда и разнообразие орудий труда представленных в витринах: топоры и тесла, ножи, скребки, проколки, отбойники и отжимники, «утюжки», наконечники стрел, копий и дротиков, вкладыши серпов. Уникален вкладышевый костяной нож, великолепные костяные проколки и иголочки привлекают внимание костяные серпы. Мнения ученых сходны в одном: в Усть-Нарыме мы имеем дело с уникальной местной культурой, очень своеобразной. Датировка поселения – II пол. III тыс. до н.э. Эпоха бронзы на нашей территории – время расцвета и начинающегося упадка родового строя.

Время исключительного употребления бронзовых орудий. В Восточном Казахстане эпоха бронзы в большей своей части совпадает с так называемой андроновской культурой, которая рассматривается археологами как общность, как этап развития родственных племен, находившихся в примерно одинаковых физико-географических условиях, где, естественно, выделяются локальные группы, локальные особенности.

В экспозиции представлены археологические находки, которые характеризуют все стороны жизни племен эпохи бронзы: основные занятия, ремесла, религию, обрядовые действия. Представлены находки из раскопок поселений Канай, Трушниково, Мало-Красноярка, могильников Зевакино, Аиртау, Трушниково и т.д.

В период расцвета эпохи бронзы одним из главных занятий этих племен является металлургия. Согласно археологическим источникам разработка месторождений на территории Восточного Казахстана началась примерно в XVII-XVI вв. до н.э. Фотографии древних выработок в Калбинских горах, орудия горного дела, кусочки руды и шлаков, каменные литейные формы – вот экспонаты одной из витрин. В следующих витринах мы видим результаты хозяйственной деятельности металлургов, ремесленников, скотоводов, земледельцев. Великолепные бронзовые предметы, которые восхищают изяществом форм, - бронзовые наконечники копий и стрел, бронзовые ножи и кинжалы, бронзовые топоры, воинские вислообушные топоры, тесла и долота, рыболовные крючки и т.д.

Все эти предметы были широко распространены в крае. Предметами первобытного искусства можно назвать глиняные сосуды с великолепным геометрическим орнаментом. Гончарство - одно из главных занятий женщин эпохи бронзы. Встречаются и находки свидетельствующие о развитии ткачества.

На поселениях археологами найдено большое количество костяных орудий труда. Все они, по определению ученых, сделаны из костей уже домашних животных – лошади, коровы, быка, овцы. А использовались для обработки кожи, в гончарстве, из кости были рукоятки ножей и кинжалов, навершия.

Очень разнообразны и орудия труда земледельческие: разного вида мотыги для обработки земли, серпы костяные с вкладышами и бронзовые серпы, каменные песты и зернотерки. На поселении Мало-Красноярка были найдены 365 глиняных шариков, С.С. Черников считает их принадлежностью шамана.

Жемчужинами коллекции являются два бронзовых кинжала с навершиями в виде головы барана и фигурки взнузданной лошади.

Финальная бронза представлена находками из Зевакинского могильника: бронзовые ножи характерной формы, бронзовое зеркало. Здесь же видим украшения: серьги с раструбом, бусы из бронзы и пасты, полусферические нашивки на одежду. Формирование раннекочевнических обществ на степных просторах явилось важнейшим событием в мировой истории. Переход к кочеванию стал не только сменой хозяйственной деятельности, но и началом новой исторической эпохи со специфическими формами общественного развития, быта, культуры и идеологии. В I тыс. до н.э. на просторах нашего края обитали племена, которые в древних письменных источниках упоминаются под именем скифов, саков, аримаспов. Они создали яркую культуру эпохи древнего всадничества, свидетельствами которой являются захоронения в курганах, в каменных гробницах, святилища, памятники изобразительного искусства и т.д.

Древние номады были не только отличными всадниками и умелыми воинами, но и искусными мастерами. Неповторимый звериный стиль, в котором оформлены многие предметы сакского мира (оружие, конская упряжь, украшения, одежда, посуда) является украшением и нашей экспозиции.

Самый ранний этап эпохи раннего железа представлен раскопками Золотого Чиликтинского кургана VII-VI вв. до н.э., исследованного С.С. Черниковым в 1960г.

Макет кургана дает представление о погребальном обряде, а находки – об удивительном мастерстве древних ювелиров – художников. Знаменитый Чиликтинский золотой олень с ветвистыми рогами стал эмблемой нашего музея. Раскопки А. Толеубаева в Чиликтинской долине в 2003 году кургана №1 дали уникальные находки: 524 золотых изделий (изображения архара, волка, оленя, орла, барса) и более 2000 мелких золотых бусин и подвесок, украшавших кафтан или халат.

Эти находки позволили говорить о, так называемом, «третьем золотом человеке» на территории Казахстана. Процесс этих раскопок можно увидеть в экспозиции. Орудия труда, оружие, уздечные наборы, предметы туалета – все эти предметы, представленные в экспозиции, украшены изображениями животных в скифо-сибирском зверином стиле.

Большую часть экспозиции этого периода представляют материалы о раскопках Берельского могильника. Памятник получил всемирную известность благодаря исследованиям экспедиции Института археологии им. А.Х. Маргулана под руководством З.Самашева. Археологи исследовали захоронения кочевой знати и высоко-художественные изделия, выполненные в особой манере, свойственной искусству ранних кочевников, в так называемом скифо-сибирском зверином стиле.

Здесь, благодаря образованию подкурганной мерзлоты, в первозданном виде сохранились одежда, конское снаряжение, предметы из дерева, седла, ткани, деревянная посуда, изделия из войлока и кожи. На сегодняшний день Берел – единственный на территории Казахстана памятник с сохранившимися находками из органики. Вследствии образования подкурганной мерзлоты и высокой информативности получаемого материала, археологические находки из Берельских курганов приобретают особую уникальность, являются феноменом культуры древних кочевников, представляющим редкую возможность изучения его в контексте проблем преемственности скифо-сакской и собственно казахской культурами.

Далее посетители знакомятся с уникальными археологическими памятниками – курганами «с усами». Такое название они получили благодаря своей уникальной конструкции. Впервые курганы «с усами» были изучены Ф.Х. Арслановой на территории Зевакинского могильника. Инвентарь раскопок, полученный Арслановой в результате раскопок показан в экспозиции, - предметы вооружения, глиняная посуда. Замечателен лук с десятью костяными накладками, железный меч, наборный пояс. Керамика же настолько своеобразна, что некоторые ее формы не имеют аналогий. Исследователи датируют эти памятники III-V вв.

В конце I тысячелетия нашей эры в Верхнем Прииртышье, согласно нарративным источникам, обитали племена кимаков, входивших в IX-X вв. в кимакское раннее государственное объединение. Многочисленные археологические исследования показывают очень сложный этнический состав этого политического объединения. Великолепный комплекс этого периода дали раскопки Зевакинского могильника Ф.Х. Арслановой. В экспозиции представлена реконструкция погребения в 145 кургане Зевакинского могильника, найденного в непотревоженном состоянии. Хорошо сохранилась сбруя лошади, украшенная серебрянными с позолотой и растительным орнаментом бляшками, удила с костяными псалиями, стремена. На скелете обнаружены три пояса с накладными бляшками, украшенными растительным орнаментом и с изображением крылатого дракона. Удивительная находка – сабля. Ее серебрянные ножны украшены бляшками с изображениями людей и птиц.

Оружие представлено еще наконечником копья, остатками колчана, наконечниками стрел, накладками на лук. Орудия труда – нож и два топорика.

У черепа обнаружены золотые серьги в виде несомкнутого кольца. По черепу в мастерской Н.Н. Мамоновой выполнена реконструкция и представлен в экспозиции портрет кимака. В других витринах показаны орудия труда, оружие, украшения из кимакских погребений. Уникальным является серебряное зеркало с рунической надписью из одного из погребений.

Расцвет культуры кочевников эпохи средневековья нашел свое выражение в монументальном искусстве кимаков. В экспозиции представлена композиция из трех каменных изваяний, которые имеют огромную историческую, этнографическую и художественную ценность.

Из раздела экспозиции, посвященного «Седой древности Восточного Казахстана", посетитель узнает, какие удивительные по совершенству произведения оставило нам древнее население Верхнего Прииртышья, сколь богат был его духовный мир, сохраненный для нас его искусством. Древняя изобразительная традиция не прерываясь, продолжалась в народном декоративно – прикладном творчестве казахского населения. В экспозиции зала представлены все виды изобразительного творчества, при демонстрации материала проводится историко – археологический показ. Подобный ретроспективный аспект экспозиции свидетельствует о сохранении непрерывности традиций художественного творчества, приверженности определенным канонам всех истинно народных умельцев, которые из поколения в поколение передавали своеобразную культуру казахского ремесла. Значительных высот художественного мастерства достигло искусство изготовления войлочных ковров у казахов Восточного Казахстана. Самые широкораспространенные ковры – это сырмаки. В экспозиции даны коричнево – белые сырмаки, а также сырмак с цветной аппликацией. Этот ковер яркой расцветки, узоры выполнены из синего и красного сатина и закреплены желтой тесьмой, датируется началом XX века, изготовлен мастерицей Сылдырбаевой И. 1868г.р.

Сырмаки Восточного Казахстана в целом отличаются сдержанным, спокойным колоритом, тонкий шнур, оконтуривающий узор, хорошо сочетается с коричневым и белым цветом войлока, придавая узору изящество и легкость. Растительные узоры в большинстве случаев положены в основу восточно-казахстанских узорных войлоков. Композиция их своеобразна: на центральном поле ковра, по вертикальной оси располагался узор в виде сплошного стебля с завитками, осложненными большим количеством отростков-ветвей. Не яркий по цвету бордюр, обрамляя центральное поле, выполняет функции рамы.

Он обычно заполняется рисунком из ряда парных, реже – одиночных завитков. Со временем узор все более и более усложняется, становится дробным, а много позднее проникает рисунок – м?йіз – рога. В изделия вводится цвет, они становятся более яркими. Юго-восток и восток Казахстана это традиционные районы вышивки. Казашки-мастерицы с особой любовью украшали бытовые предметы – края полотенец, постельные принадлежности, подушки, покрывало, занавески, а также различные виды одежды – платья, камзолы, юбки, головные уборы, рубахи, халаты. Все эти изделия представлены в экспозиции.

Посетители музея могут любоваться редчайшим по красоте вышитым тускиизом – настенным ковром II половины XIX века из Тарбагатайского района, он построен на контрасте фоновых частей – центральное поле из ярко-синего шелка, бордюр из черного плиса, орнамент сложный из симметрично переплетенных разноцветных ветвей и листьев с многолепестковыми цветами, орнамент очень четкий, благодаря тамбурному шву и глади. Причем вышиты были не только контуры узоров, но и их внутренняя плоскость, что характерно для более поздних образцов ковров. Дополнительную красоту тускиизам придают узоры из корраловых бус, металлические серебряные бляхи, фигурные перламутровые бляшки и обязательные пучки перьев филина. Наряду с тускиизами многие вышитые изделия, имея утилитарное назначение, входили составной частью в комплекс оформления юрты, который отличался высокими художественными достоинствами и национальным своеобразием.

В кочевом казахском быту ни одно столетие народные мастера глубоко соблюдали традиции художественной обработки кожи. Сама жизнь заставляла заниматься выделкой кож, так как изделия из кожи были наиболее легкими, портативными, прочными и удобными при перекочевках. Обработкой кож и шкур занималась каждая семья. Кожа шла на изготовление одежды и обуви, конской сбруи, сумок для хранения продуктов, сосудов для воды и молока.

Среди музейных экспонатов: торсык из Чингистайской волости с. Арчаты, датируется II половиной XIX в. Особую якореобразную форму имеет торсык сшитый из кожи двугорбого верблюда, найденный в с. Чингистай Катон-Карагайского района. Здесь же была обнаружена кожаная сумка для перевозки соли, сделанная мастером Окушевым Н. Сумка строга по очертаниям, длинная, узкая, со вставным круглым дном, в средней части – узкий разрез, размер 35x46 см., сшита сухожилиями, две одинаковые по форме и размерам части ее довольно прочно удерживались по обеим сторонам седла. Начало XX века. Редкая сумка (талыс) была привезена в музей из с. Карай Маркакольского района – прямоугольной формы, размером 25x33 см., сшита из кожи головы лошади, как очень прочной, украшена геометрическим орнаментом, который выполнен в технике тиснения рогом косули, использовалась для хранения элементов сбруи лошади; датируется концом XIX века.

Обязательной частью казахского костюма были кожаные пояса, особой красотой отличались мужские пояса с подвесками – «окшантай». В коллекции историко-краеведческого музея имеется семь поясов с функциональными и декоративными подвесками, две из них представлены в витрине. Пояса с подвесными сумками трапециевидной, грушевидной формы. Декор подвесок предельно прост и лаконичен: в центре каждой сумки тисненный рисунок повторяет форму сумки и заполняется растительным орнаментом, геометрическим в виде зигзагообразных линий, на концах закреплены кисточки из кусочков кожи.

В целом, несмотря на скупость декоративных средств, пояса кажутся очень нарядными. Общеизвестна беспримерная любовь казахов к лошадям, верным спутникам кочевой жизни. Следует добавить, что в изготовлении любой вещи, так или иначе связанной с лошадью, казахи вкладывали свой талант и мастерство.

Украшалась вся сбруя лошади: нагрудник, подхвостник, подпруги, ленчик седла, стремя соединялось с седлом при помощи ремней, уздечка, приводные ремни, подседельники, потники. Все эти элементы сбруи экспонируются в зале. Специалисты «еремши» занимались плетением из ремешков сыромятной кожи плеток (камшы), которые встречались двух видов – «шыбырт?ы ?амшы» из 3-4 ремешков и «дойор ?амшы» из ремешков более четырех, число которых доходило до 16-24 штук. Образцами могут служить плетки, изготовленные мастерами Жетдикбаевым А., Атыгаевым К., Кумыскановым.

В Восточном Казахстане имеются довольно значительные пространства, покрытые лесом. Неудивительно поэтому, что казахи издавна были знакомы с употреблением дерева и его художественной обработкой. Легкое и прочное дерево было незаменимым при изготовлении многих предметов быта. Из дерева изготовлялись седла, ленчики, остовы юрт, двери, сундуки, столики, шкафы для посуды, кровати, музыкальные инструменты.

В музейной экспозиции широко представлена деревянная посуда: большие круглые миски для кумыса (тегене), продолговатые разной величины корыта для мяса и приготовления курта «астау», объемистые деревянные блюда (табак), деревянные чашки для жидких блюд (аяк, шара-аяк, сапты-аяк), для питья кумыса использовали малые деревянные чашки (тос таган), выточенные из коры березы. Разнообразные по форме и длине резных ручек деревянные ложки или черпаки (ожау, ш?міш); из цельной древесины выдалбливали местные мастера различные по форме и размерам ступы с пестами (келі).

Из дерева, бересты делали специальные футляры для перевозки мелкой посуды, деревянных чашек, пиалок. В 1909 году мастер Узакпаев Жанай из с. Жулдуз Бухтарминской волости изготовил уникальный, очень удобный во время перекочевок футляр – так называемую «чабру». Плетеный сосуд из 39 тонких прутьев тальника, свернутых в кольцо разного диаметра и переплетенных лозой, размеры – высота – 24 см, диаметр – 19 см, - футляр в форме банки с плоским дном и расширенной средней частью; закрывается плетеной крышкой с небольшим выступом в центре, имеет небольшие сыромятные ручки, крепится при перекочевках к седлу.

Помимо утилитарно-бытовых предметов казахскими мастерами-резчиками по дереву создавались также национальные музыкальные инструменты. Один из самых древнейших образцов казахского инструментария демонстрируется в экспозиции зала. Кобыз Ермекбая. В пещере в окрестностях села Екатериновки Уланского района был обнаружен старинный кобыз. Среди старожилов бытовала версия, что принадлежал он местному шаману, исчезнувшему после революции, ведь это были времена активной борьбы прогрессивно настроенной интеллигенции с шаманизмом. В дар областному историко-краеведческому музею жительницей этого села Рахимжановой М. был передан ценнейший экземпляр традиционного шаманского кылкобыза, который она хранила более 45 лет.

Начался процесс научного определения. Благодаря помощи члена Ученого совета музея, неутомимого краеведа и знатока истории края К.К. Жаманбаева, были опрошены старожилы почти всех сел Уланского и Курчумского районов области. Атрибуция музейного кобыза была проведена Б.Ш. Сарыбаевым – собирателем и исследователем музыкальной культуры казахов, который составил классификацию казахских музыкальных инструментов. По его определению кобыз Ермекбая – это уникальный экземпляр древнего кылкобыза II половины XIX века. О широком бытовании в Восточном Казахстане резьбы по кости и рогу можно судить по коллекции предметов, представленных в музейной экспозиции. Особый интерес вызывают две кровати II половины XIX века, привезенные из Катон-Карагайского района из с. Ново-Березовка и с. Катон-Карагай. Отличить их друг от друга невозможно, как оказалось, это работы одного мастера Назарова Темиргали. Кровать из с. Ново-Березовки передана в музей К. Жакеновым, принадлежала его дедушке, а тому, в свою очередь досталась от отца Маметекова Жаке, 1879 г.р., из знатного рода жастабы, племени керей. Кровать деревянная, низкая, с вогнутым ложем, разборная, удобная при перекочевках.

Лицевая сторона выложена сплошь четырнадцатью крупными костяными трапециевидными пластинками со сложным растительным узором. Главный элемент композиции – цветок тюльпана, который дан в разрезе и подчеркнут раскраской фона в синий цвет. Шкаф для посуды, украшенный костяными резными пластинками, прямоугольной формы, со створками, был сплошь выложен узорной костью. На сохранившейся части растительный орнамент, а. Караузек Уланский район, II половины XIX века. Передала жительница с. Комсомол Мукатаева Кания Кудысовна, хранившая шкаф как семейную реликвию, переходящую среди родственников в трех поколениях (найман, таганас, тузей).

Произведением народного искусства можно считать миниатюрные пряслица.

Архаичны по форме и оформлению костяные табакерки (шакша), трапециевидные формы со вставным деревянным дном, высотой от 6 до 12 см, выполненные в конце XIX – начале XX веков.

Атрибуция изделий музейной коллекции показала, что мастера Восточного Казахстана обладали большим художественным вкусом, удивительным пониманием красоты металла, умели изготовлять женские украшения, узорные бляхи для наборных кожаных поясов, для конской сбруи, использовать художественный металл при отделке посуды, мебели, музыкальных инструментов. Искусство художественной обработки металла достигло в Верхнем Прииртышье высокого уровня.

Мастера применяли разнообразные технические приемы. Практически повсеместно в отделке изделий применяли насечку, чеканку, гравировку, штамповку, скань, зернение, чернение, золочение.

Редкая коллекция украшений демонстрируется в экспозиции Восточно-Казахстанского областного краеведческого музея, насчитывает 156 единиц хранения, датируется концом XIX – началом XX веков. Она собрана в экспедициях 1976-1996 гг., путем подворного обхода обследованы населенные пункты Катон-Карагайского, Больше-Нарымского, Курчумского, Зайсанского, Тарбагатайского, Уланского районов области. Материалы коллекции публикуются впервые. Уникальными находками в ней являются серьги работы восточно-казахстанских ювелиров конца XIX века.

В музейной экспозиции областного историко-краеведческого музея показаны 17 пар срег конца XIX века. В коллекции имеется одна уникальная серьга, настоящий шедевр восточно-казахстанского ювелирного мастерства. Сделана она в виде пирамидки, состоит из двух скрепленных треугольников, каждый из которых украшен четырьмя вставками полудрагоценных камней. К нижним краям треуг7ольников крепятся на цепочках тринадцать подвесок с круглыми вставками цветного граненого стекла и 66-ю вставками бирюзы в сканом пояске. Длина серьги – 16,5см, вес – 66г. Такие серьги крепились к волосам ниже головного убора, эта тумарша – подарок музею от жительницы с.Чимкуры (Уланского района) З.Иманбаевой. Здесь же посетители могут увидеть еще одну уникальную находку.

Интересный комплекс украшений для саукеле второй половины XIX века приобретен у жительницы п. Первомайка Шемонаихинского района Садыковой Разии. Восемь серебряных подвесок представляют фигурные пластины, к которым на длинных цепочках крепятся привески в виде шара, ромба, листика. Оригинальна подвеска-оберег типа «уки аяк», где основу составляют оправленные в серебро когти филина.

Неотъемлемой частью казахского костюма, женского и мужского, были пояса. Женские кожаные пояса были широкими, короткими, с металлическими пряжками-застежками, украшались нашивными узорными бляхами, которые покрывали серебром и отделывали чеканкой, чернью, вставками из сердолика, бирюзы и цветного стекла. Богатые женщины носили пояса из бархата, парчи, сукна, украшенные вышивкой, сеткой из кораллов, бисером. Редкий по красоте пояс представлен в Восточно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее. Мастер-ювелир изготовил его целиком из девяти сцепленных серебряных пластинок, соединенных пряжкой и шарнирами. Этот пояс молодой девушки датируется концом XIX в. В экспозиции широко представлены седла старинной работы.

По мнению специалистов: «Из всех типов седел самое красивое – найманское седло». Отличительные черты седел восточно-казахстанского типа – сплошная обкладка передней и задней луки седла полосами серебряных блях, ряды цветных камней, разной величины и оттенков, серебряные накладки в виде стилизованных фигур оленей и растительных узоров, по конструкции особая широкая и высокая передняя лука.

Во всех изделиях художественного металла поражает удивительное понимание народными мастерами связи характера изделия и его декора, тонкое чувство материала и высокая техника изготовления, доведенная до виртуозности. Вызывает восхищение то, что казахские зергеры в течение четырнадцати столетий сохранили почти без изменения не только технику ювелирного производства, но и своеобразие общего стиля предметов.

Материалы экспозиции убеждают, что всегда кочевавшее казахское население нашей территории, живя одной жизнью с природой, из поколения в поколение выработало удивительно тонкое восприятие окружающего мира, нашедшее выражение в самобытном народном искусстве. Оно многообразное и яркое, жизнерадостное и удивительно доброе, сохранившее образы и художественные традиции древних культур.