ОБЛАСТНОЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕДОВЫЕ ГОРЫ АЛТАЯ

В Катон-Карагайском районе на пасеке Веры Климовой состоялся международный этно-фестиваль «Медовый Спас — праздник мира и добра». На празднике принимали участие различные фольклорные группы области и гости из Чехии, Словакии и России. Праздник удался на славу! Областной историко-краеведческий музей привез выставку «Медовые горы Алтая», где были представленные подлинные документы и предметы по истории возникновения и развития пчеловодства в Восточном Казахстане в целом и в Катон-Карагайском районе в частности.

Удивительно богат и разнообразен растительный мир Алтая! Тысячи видов трав, кустарников, деревьев... В них утопают долины рек, ущелья и склоны гор, степные просторы востока Алтая.

На земле, пожалуй, найдется не много таких мест, где произрастало бы столько и в таком сочетании медоносов, как в нашем крае. Это и богородская трава ли чебрец, один из сильнейших алтайских медоносов. Это и заросли желтой акации, мед из которой считается одним из лучших, а по мнению специалистов, он превосходящий по своим качествам знаменитый липовый мед. По ущельям и вдоль ручьев — заросли ароматного дягиля, похожего на тропическое растение с крупными перистыми листьями. Это пестрые метелки душицы, соцветия мальвы и пылающие костры цветущего Иван-чая или кипрея. Мед, медок, медовуха... Какие сладкие, тягучие и пьянящие слова. Так и хочется обмакнуть пальчик в бочонок с медом и попробовать на язык янтарную жидкость! Многие путешественники и исследователи XIX века, проезжая наш край, одним из основных занятий населения отмечали пчеловодство. Так, например, К.Ф. Ледебур и К.А. Мейер, посетившие Алтай в 1826 г. и в частности села Секисовка, Черемшанка, Бобровка, Тарханка, писали: «Пчеловодство, возникшее здесь лет 40 тому назад, образует одну из важных отраслей хозяйства этого района и дает ежегодно 2000-3000 пудов меда. Этот мед, имеющий превосходные качества, продается на месте по цене 7-8 рублей за пуд, в 1808-1812 гг. он стал вдвое дороже. За пуд воска платят 36-40 рублей... Мед в этой местности скупают главным образом скупщики, которые платят за него либо чистыми деньгами, либо разными товарами. Затем они мед чаще везут в Ирбит, где очень выгодно сбывают...». Когда же зародилось пчеловодство в нашем крае? В 1858 году Действительный член Русского Географического Общества, советник областного правления Абрамов собирал сведения о появлении пчеловодства в Усть-Каменогорском уезде. По составленному Абрамовым вопроснику городничий Усть-Каменогорска провел тщательный опрос старожилов города.

1. Кто первый начал заниматься пчеловодством? 2. Сколько сейчас ульев в Усть-Каменогорске? 3. Где более всего процветает пчеловодство? 4. Каковы сами ульи, где содержатся пчелы? 5. Сколько меду и воску получают?

6. Используют ли диких пчел? Имеются ли пчелы в бортах и дуплах? Давайте попытаемся и мы ответить на эти вопросы. Известный историк пчеловодства В.П. Попов в своей «Летописи русского пчеловодства за тысячу лет» г.Пенза, 1913 г. [данная книга хранится в фондах краеведческого музея] пишет, что «в 1777 г. произведена первая попытка развести пчеловодство в Сибири, в виде доставления... из Башкирии в Усть-Каменогорскую крепость ульев... Благодаря небрежному уходу излишне произведенному осенью отбора меда, все ульи в первую же зимовку погибли». Вторая попытка были предпринята в 1786 году, когда пчельник был устроен «близ деревни Бобровки (в 27 верстах от Усть-Каменогорской крепости) командиром Иркутского драгунского полка полковником Н.Н. Аршеневским, выписавшим пчел из Оренбургской губернии». Об Аршеневском упоминает также исследователь К.А. Мейер, когда в форпосте Красный Яр он встретил старого казаха, принимавшего участие еще в походах Пугачева. Старик поделился своими воспоминаниями о том времени, «когда...полковник Аршеневский велел доставить сюда пчелиные улья, (в 1793 или 1794 гг.) чем положил начало пчеловодству, которое обеспечивает теперь благосостояние многим жителям... Имя Аршеневского произносится местными старожилами всегда с любовью и благодарностью». Первым письменным источником по пчеловодству в Казахстане и Сибири считается статья есаула Иванова «О пчеловодстве и других промыслах в округе Усть-Каменогорской крепости», опубликованной в «Земледельческом журнале» [№19] за 1827 год. Автор писал, что «здешний край привезены пчелы в 1786 году... покойным генерал-майором Аршеневским...» Имя Н.Аршеневского, как зачинателя пчеловодства в нашем крае не вызывает сомнения. Неоднозначным остается вопрос: откуда были завезены пчелы? Часть литературных и архивных документов указывают Оренбургскую губернию, другие Башкирию и Украину. По музейным источникам, в частности фондовым коллекциям С.Е. Черныха и Е.Д. Панкратьевой, содержащих богатейший материал о зарождении пчеловодства в Казахстане, подтверждается ряд фактов. Все сведения сходятся на том, что пчелы впервые появились на Алтае и именно в окрестноятсх Усть-Каменогорской крепости, в конце XVIII, чаще указывается 1786 год и завез их полковник Н.Аршеневский из Малороссии. Подробно события конца 18 века описывает А.Лаврорв в своей статье «Начало пчеловодства в Сибири», вышедшей в 1868 году в «Томских губернских новостях». Итак... при Екатерине II, в Усть-Каменогорской крепости стояли три полка под командованием Аршеневского, Эристова, Талызина и Горчакова. Любуясь местными красотами, Н.Аршеневский сетовал на то, как «удобно здесь можно содержать пчел», а то «мед устькаменогорцы получают из Казани и продается он почти золотниками». Друзья, соглашаясь, посоветовали Н.Аршенеквскому обратиться к его сестрице-помещице в Киев с просьбой прислать пчел. Сестра постаралась как можно лучше выполнить просьбу брата. Она велела отобрать две дюжины лучших колодных ульев с пчелами, обвязать их соломой и войлоком, поставить попарно на сани. После молебна в конце ноября обоз из 12 саней отправился в путь. Преодолеть надо было не много ни мало — 6000 верст, поэтому ехали медленно, всячески стараясь сберечь пчел.

Только через четыре месяца обоз прибыл в Усть-Каменогорск но, несмотря на все предостережения и заботу, много пчелиных семей погибло. Из Киева с обозом приехал и пчеловод двоюродной сестры Аршеневского. К нему, по преданию, поступил в обучение повар из полка Эристова, солдат Поморил, и так увлекся этим делом, что начальство разрешило ему оставить кулинарию и заняться пчеловодством. Местное население очень заинтересовалось нововведением и Аршеневский приказал своим людям «продавать рои и брать за пару их по 25 рублей ассигнациями». Первое лето каждый улей дал по семь роев.

“Мед сибирский стал почитаться лучшим, чем казанский. В 1812 г. крестьяне форпостов Ульбинского, Феклистовского отправили в Ирбит на ярмарку 2000 пудов меду и его почли лучшим. С тех пор ввоз в Сибирь меда казанского прекратился», - так заканчивает свою статью А.Лавров. С тех пор пчеловодство превратилось в одну из ведущих отраслей экономики Алтая. По сведениям советника областного правления Абрамова только в городе Усть-Каменогорске в 1857 году находилось 2757 ульев. Роль пчеловодства была так велика, что на гербе города был изображен улей с летающими пчелами. Из Усть-Каменогорска и его уезда пчелы проникли сначала по Убе и Ульбе, позднее по Бухтарме и затем в самые отдаленные углы восточного Алтая. Более ста лет пчеловодство велось самым примитивным образом, к колодах. Колода — обрубок толстого древа 1,5-2 м длиной, с одной стороны — узкая щель — леток, ход для пчел в улей, а с другой стороны более широкое отверстие, прикрываемое частью дерева, через которое в улей проникает пчеловод. Колодное пчеловодство было надежным, так как человек полагался во всем на природу и самих пчел. Примитивный уход позволял сосредотачивать в одних руках до 2000 тысяч колод. В хорошие урожайные годы пчелы приносили богатый взяток, пасеки «заливались медом» и пчеловодство процветало. Но урожайные годы сменялись плохим, пчелы без поддержки слабели, гибли, количество пасек резко сокращалось. Как отмечает Е.Д. Панкратьева: «Средний медосбор за много лет подряд при колодном ведении пчел составлял только 4-6 кг на пчелосемью и доходность пчеловодство создавалась исключительно лишь из-за большого количества пчелосемей». В прежние времена сложность жизни пчелиной семьи, кажущаяся их разумность, необыкновенная работоспособность вызывала у людей чувство недоумения и даже страха. В пчеловодстве, более чем в других отраслях сельского хозяйства, процветали суеверия. Благополучие пасек охранялось не только разумными средствами, но и конскими черепами развешенными на кольях возле заимки, различными заговорами и т. д. Ощутимый урон пасекам наносили медведи. Вот как об этом пишет К.Ф. Ледебур: «Местные жители очень жалуются, что медведи причиняют пчелам большой вред и поэтому приходится держать при них постоянный караул. Медведи, по рассказам, так сообразительны, что сначала поднимают улей, чтобы проверить, насколько он тяжел. Если легкий, ставят его обратно. Если вес свидетельствует о богатом взятке, начинают катать улей по земле; часть пчел при этом погибает (или по крайней мере не может улететь), а остальных они отгоняют, и затем съедают мед». У писателя и этнографа А.Е. Новоселова (1884-1918) есть рассказ «На пасеке», где он удивительно точно описывает случай, происшедший на одной из пасек Алтая. Медведь повадился на заимку «медком побаловаться», и мужиками пришлось ночью выслеживать хитрющего зверя в караулке «на столбах», выставленных рядом с пасекой. Рассказ написан ярким сочными красками.

Активное заселение восточного Алтая, занятие под пашни лучших земель, истребление строевого леса и ряд других причин ухудшили и без того не устойчивое положение алтайского пчеловодства. В конце 70-х годов XIX века явно заметен упадок пчеловодства. Выход был только один — введение рационального рамочного пчеловодства. Самой первой пасекой с опытом использования введения усовершенствованных ульев различных систем была пасека генерала Д.А. Шайтанова. Пасека была создана в 1860 году по речке Проходной в 12 верстах от села Ульбинского (теперь Горная Ульбинка) и состояла из ульев «галицийской» системы. Ошибки в постройке ульев неумение правильно обращаться с ними привели к упадку пасеки. Значительный вклад в развитии рамочного пчеловодства внес Александр Николаевич Федоров. Именно он поставил эту отрасль хозяйства на научную основу, «отцом алтайского рамочного пчеловодства» называла А.Н. Федорова общественность города Усть-Каменогорска в начале ХХ века. Начав с 7 колод, Александр Николаевич превратил свои пасеки (1-я основана в - 1886 г., 2-я — 1893, 3-я — 1907 г.) в образцово-показательные. В свое время за антиправительственную деятельность А.Н. Федоров был выслан из Одессы в 1883 году в Западную Сибирь на пять лет, но остался здесь на всю жизнь. Более 30 подлинных документов хранится в фондах областного историко-краеведческого музея рассказывающих о жизни нашего земляка. Серьезно занявшись пчеловодством, А. Федоров на своей пасеке мастерит первые рамочные ульи в духе существовавших тогда систем Зубарева, Кована и др., применяет механизацию, усовершенствует инструмент. К 1898 году пасека Федорова насчитывает более 130 ульев различных конструкций. Был среди них и особый тип рамочного улья, получивший название «Алтайский», который Александр Николаевич сконструировал совместно со своим другом Е.П. Михаэлисом. Этот улей оказался наиболее приспособлен к снежным холодным зимам нашего края, он получил широкое признание среди пчеловодов Алтая, завоевав серебряную медаль на Нижегородской выставке. В музее бережно хранят переписку Федорова со своими «компаньонами) (как он сам обращался и подписывался в своих письмах), где сообщается о получении или посылке медоносных растений, продажа меда, выписке необходимого пчеловодческого инвентаря для пасек. Пасека Федорова, как образцовая с его рациональными методами, получает широкую известность в крае и за его пределами. Здесь побывали пчеловоды из Омска, Барнаула, Павлодара, Петропавловска. С 1910 года Александр Николаевич был утвержден в должности старшего инструктора по пчеловодству Семипалатинской области. Пожелтевшее от времени, с неровными потрескавшимися краями объявлением, хранящееся в фондах музея, извещает о курсах по пчеловодству с 15 июня по 5 июля 1911 года. Интересно, что малоимущие крестьяне и любители пчеловодства «могут получить воспособление на проезд из средств, отпущенных Департаментов Земледелия, в размере 3 копеек с версты, а также и на содержание во время курсов по 30 копеек в день». Данное «воспособоление» могли получить только 15 слушателей курсов. Под руководство А.Федорова в Усть-Каменогорске проводились не только курсы, но и «пчеловодные выставки-базары», а в 1915 и 1916 годах в городе прошли два съезда пчеловодов Алтая по вопросам развития рамочного пчеловодства. Александр Николаевич беспрестанно разъезжали по области, на местах давал практические указания, всевозможную помощь школам, войсковым управлениям, частными лицам по созданию и ведению пасек. Он собрал богатейшую библиотеку по пчеловодству, которая после его смерти была передана в пользу городской библиотеки-читальни. Ряд книг из этой серии хранится в личном фонде С.Е. Черныха: «Уход за пасекой. Календарь пчеловодства. Сочинения Э.Бербрана». С-Петербург, 1911 г; «Самоучитель пчеловодства», Москва, 1911 г. и другие.

У Федорова появилось много последователей и учеников, которые так же горячо отдавали свои силы делу развития пчеловодства на Алтае — это Гусев Ф.В., Панкратьев Д.Г., Ермаков П.А. Так Дмитрий Гордеевич Панкратьев на примере своей пасеки служил ярким образцом рациональности и рентабельности рамочного культурного пчеловодства. Он первый положил начало изучению алтайской медоносной флоры, ввел производственный учет на пасеке, читал лекции и проводил практические занятия на всех курсах и выставках. Представленный Панкратьевым отчет по пасеке за 10 лет на Сибирскую сельскохозяйственную выставку, проходившую в г.Омске в 1911 г., был награжден малой золотой медалью. Панкретьев одним из первых стал проводить посевы культурных медоносов, таких как эспарцет, огуречная трава, синяк и др. В областном краеведческим музее создан личный фонд Дмитрия Гордеевича, содержащий ряд интереснейших документальных и вещественных памятников по истории пчеловодства, садоводства и виноградарства. Вопросами развития пчеловодства в крае интересовался известный краевед Б.Д. Герасимов, который будучи членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО, неоднократно публиковал статьи по этой проблеме. Например: «К состоянию пчеловодства, алтайских «поляков», «К вопросу о рациональном пчеловодстве на Алтае» и др. Борис Герасимов летом 1906 г. объехал все пасеки в Усть-Каменогорском уезде, таких пасек насчитывалось около полутора десятков.

Особенно интенсивно пчеловодство распространяется в долинах рек Ульбы, Убы и Бухтармы. Пасеки Катон-Карагайского района славились большим размерами: 200-300 колод на точке было обычным явлением. В селениях Арчаты, Березовка, Медведка, Солдатово каждая крестьянская семья из 5-8 человек имели по 50-90 ульев. В 1882 году в селах Верх-Бухатрминской волости (Сенное, Быково, Коробиха, Печи, Язовое, Белое, Фыкалка, Мало-Нарым) насчитывалось 7300 ульев, меду было добыто до 1460 пудов, а воску до двухсот пудов. Пчеловодство давало доход по волости в 11430 рублей.